План урокаТема: «Основные положения МКТ. Факты и явления их подтверждающие».Цели урока: | Выяснить причины появления МКТ.
Рассмотреть основные положения МКТ.
Рассмотреть опытные факты, подтверждающие положения МКТ. |
Оборудование: | механическая модель броуновского движения, прибор для демонстрации волновых явлений, свинцовые цилиндры, набор грузов, раствор медного купороса, вода | |
Ход урока.
- Актуализация знаний.
Историческая справка: развитие представлений о строении вещества
- Изучение нового материала.
Причины зарождения МКТ
В классической механике изучалось механическое движение. Однако, в данной теории нет ответа на целый ряд вопросов, в частности:
- не исследуются «внутренние» свойства тел
- не рассматривается природа сил и т. д.
Эксперимент: плавление кристаллов льда.
Вывод: Изменение температуры тел способно изменить его до неузнаваемости. Очевидно, данные изменения связаны с движением и взаимодействием частиц, составляющих тело.
Явления, связанные с изменением температуры тела называются тепловыми.
Беспорядочное движение молекул называют тепловым движением.
Необходимо установить законы, описывающие тепловое движение.
В XVIII веке начинает развиваться МКТ.
Цель МКТ – объяснение свойств макроскопических тел и тепловых процессов протекающих в них, на основе представлений о том, что все тела состоят из отдельных беспорядочно движущихся частиц.
В основе МКТ лежат следующие положения:
- Вещество состоит из частиц;
- Частицы беспорядочно движутся;
- Частицы взаимодействуют друг с другом.
Справедливость МКТ вытекает из опытных фактов:
- Оценка размеров молекул, наличие у веществ проницаемости, растворимости, сжимаемости.
- Броуновское движение, диффузия.
- Наличие прочности, упругости, смачивания, прилипания.
С помощью современной аппаратуры с большой долей точности были установлены размеры атома: d ≈ 10 -8 см
- Закрепление.
№ 14.4, 14.9, 14.6, 14.7 (Физика. 10 класс В 2ч. Ч.2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень),Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев)
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
|