- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
Краткая историческая справка: теория теплорода.
- Изучение нового материала.
Опыт: В нагретую до кипения воду положить алюминиевый цилиндр (с просверленным под носик градусника отверстием), предварительно измерив его температуру. Спустя 2-3 минуты цилиндр вытащить из воды и измерить температуру снова.
Вывод: Внутренняя энергия может передаваться от одного тела к другому.
Опыт 205: К медному стержню парафином приклеено несколько спичек. Один конец стержня нагревают в пламени спиртовки. При нагреве парафин плавится, и спички отпадают от стержня, начиная от нагреваемого края по очереди. (С. А. Хорошавин, «Физический эксперимент в средней школе»).
Явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной части к другой называется теплопроводностью.
Объяснить механизм передачи энергии на основе движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело. Демонстрируем передачу энергии на модели поезда из домино.
Важно! При теплопроводности не происходит переноса вещества.
Выясним, одинаковая ли теплопроводность у различных веществ:
Опыт 206: Концы двух одинаковых по размерам, но различных по материалу стержней с приклеенными парафином спичками одновременно нагревают в пламени спиртовки. В первую очередь начинают отпадать спички, приклеенные к медному стержню.
Вывод: Различные вещества имеют разную теплопроводность.
Сравним теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов (Опыты 207-209, С. А. Хорошавин, «Физический эксперимент в средней школе»).
Опыты 207: С внутренней стороны к боковой поверхности стеклянного стакана прижат теплоприемник демонстрационного термометра. Наружную часть боковой поверхности стакана нагревают в пламени спиртовки (рис. 3). Термометр отмечает быстрое повышение температуры.
Опыт 208: Опыт 207 повторяется, но теперь в стакан налита вода, а теплоприемник термометра отделен от стенки стакана слоем воды (рис. 4). Термометр фиксирует медленное изменение температуры.
Опыт 209: Опыт 208 повторяется, но на этот раз теплоприемник термометра отделяют от стенки стакана слоем воздуха (рис. 5). Термометр фиксирует очень медленное изменение температуры.
Вывод: Металлы и стекло имеют хорошую теплопроводность. У жидкостей теплопроводность меньше. Газы имеют плохую теплопроводность.
Рассмотреть применение материалов с различной теплопроводностью в жизнедеятельности человека.
Рассмотреть значение материалов с различной теплопроводностью в жизни животного мира.
- Закрепление.
№951, 953, 958, 959, 970 (сборник задач по физике 7-9, В. И. Лукашик)
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.