План урокаТема: «Виды теплопередачи. Конвекция. Излучение».| Цели урока: | Объяснить, как происходить процесс переноса энергии при конвекции и излучении.
| | Оборудование: | лабораторный штатив, спиртовка, стеклянный стакан, кристаллы марганцовокислого калия, спички. | |
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний.
- В каких состояниях встречаются вещества в природе?
- Как изменяют форму и объем вещества в разных состояниях?
- Чем можно объяснить легкое изменение формы жидкостей и газов?
- Какую силу называют силой Архимеда?
- От чего зависит действие силы Архимеда?
- Изучение нового материала.
Опыт 210: В теневой проекции демонстрируют конвекционные потоки воздуха, нагретого в пламени спиртовки (С. А. Хорошавин, «Физический эксперимент в средней школе»).
Опыт: Окрашивание струй воды при нагревании с помощью кристаллов марганцовокислого калия.
Объяснение: Нагретые слои воздуха (жидкости) расширяются. Значит, сила Архимеда, действующая со стороны холодного воздуха на теплый воздух (жидкость), становится больше чем действующая на него сила тяжести. В результате теплый воздух (жидкость) поднимается вверх.
Способ теплопередачи, при котором энергия переносится самими струями газа или жидкости называется конвекцией (от лат. convectio — принесение, доставка).
Вопрос: Может ли происходить конвекция в твердых телах? Почему?
Вопрос: Могут ли опускаться прогретые слои ниже холодных?
Вывод: При нагревании жидкостей и газов сверху конвекция идти не будет.
Выяснить различие между естественной конвекцией и вынужденной.
Рассмотреть конвекционные течения в атмосфере.
Рассмотреть использование конвекционных течений жидкостей и газов в технике.
- Актуализация знаний.
Краткая справка:
- Расстояние от Земли до Солнца
- Протяженность атмосферы
- Пространство за пределами нашей атмосферы
Вопросы:
- Благодаря какой энергии может существовать животный и растительный мир на Земле?
- Может ли энергия переносится от Солнца к Земле способом теплопроводности (конвекции)? Почему?
- Новый материал
- Закрепление.
№ 973, 975, 977, 986,988 (сборник задач по физике 7-9, В. И. Лукашик) - Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
|