Учащимся

Педагогам

На заметку

Главная » Лабораторные работы » Лабораторные работы, физика, 10 класс

Лабораторная работа № 5

Изучение закона сохранения механической энергии.

Цель работы:

сравнить изменения потенциальной энергии груза и потенциальной энергии пружины.

Оборудование:

штатив с муфтой и зажимом, динамометр с фиксатором, груз, прочная нить, измерительная лента или линейка с миллиметровыми делениями.

Описание работы.

Груз весом Р привязывают на нити к крючку пружины динамометра и, подняв на высоту h1 над поверхностью стола, отпускают.

Измеряют высоту груза h2 в момент, когда скорость груза станет равной нулю (при максимальном удлинении пружины), а также удлинение х пружины в этот момент. Потенциальная энергия груза уменьшилась на
|ΔEгр| = P(h1 - h2), а потенциальная энергия пружины увеличилась на потенциальная энергия пружины, где k - коэффициент жесткости пружины, х — максимальное удлинение пружины, соответствующее наинизшему положению груза.

Поскольку часть механической энергии переходит во внутреннюю вследствие трения в динамометре и сопротивления воздуха, отношение
Eпр / |ΔEгр| меньше единицы. В данной работе требуется определить, насколько это отношение близко к единице.

Модуль силы упругости и модуль удлинения связаны соотношением F = kx, поэтому потенциальная энергия пружины, где F — сила упругости, соответствующая максимальному удлинению пружины. Таким образом, чтобы найти отношение Eпр / |ΔEгр|, надо измерить Р, h1, h2, F и х.

Для измерения F, х и h2 необходимо отметить состояние, соответствующее максимальному удлинению пружины. Для этого на стержень динамометра надевают кусочек картона (фиксатор), который может перемещаться вдоль стержня с небольшим трением. При движении груза вниз ограничительная скоба динамометра сдвинет фиксатор, и он переместится вверх по стержню динамометра. Затем, растянув динамометр рукой так, чтобы фиксатор оказался снова у ограничительной скобы, считывают значение F, а также измеряют х и h2.

ХОД РАБОТЫ:

  1. Соберите установку, изображенную на рисунке.
  2. Лабораторная установка
  3. Привяжите груз на нити к крючку динамометра (длина нити 12-15 см). Закрепите динамометр в зажиме штатива на такой высоте, чтобы груз, поднятый до крючка, при падении не доставал до стола.
  4. Приподняв груз так, чтобы нить провисала, установите фиксатор на стержне динамометра вблизи ограничительной скобы.
  5. Поднимите груз почти до крючка динамометра и измерьте высоту h1 груза над столом (удобно измерять высоту, на которой находится нижняя грань груза).
  6. Отпустите груз без толчка. Падая, груз растянет пружину, и фиксатор переместится по стержню вверх. Затем, растянув рукой пружину так, чтобы фиксатор оказался у ограничительной скобы, измерьте F, х и h2.
  7. Вычислите:
    а) вес груза Р = mg;
    б) увеличение потенциальной энергии пружины потенциальная энергия пружины;
    в) уменьшение потенциальной энергии груза |ΔEгр| = P(h1 - h2).
  8. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
  9. P, H h1, м h2, м F, H x, м |ΔEгр|, Дж Eпр, Дж Eпр / |ΔEгр|
                   
  10. Найдите значение отношения Eпр / |ΔEгр|
  11. Сравните полученное отношение с единицей и запишите сделанный вывод; укажите, какие превращения энергии происходили при движении груза вниз.
Категория: Лабораторные работы, физика, 10 класс
Форма входа
Логин:
Пароль:

Новости сайта

07.06.2013
О проведении ЕГЭ по физике и иностранным языкам
Согласно единому расписанию, 6 июня был проведен ЕГЭ по физике, являющийся предметом по выбору.
15.05.2013
Результаты досрочного этапа сдачи ЕГЭ по физике в СОШ 1423
Стали известны итоги досрочного этапа сдачи ЕГЭ по физике. Выпускники СОШ №1423 успешно справились с испытаниями.