Учащимся

Педагогам

На заметку

Главная » Исторические обзоры » Эволюция представлений

К истории открытия закона всемирного тяготения

(первая часть)

История открытия закона всемирного тяготения начинается с вхождения в науку системы Коперника. Только после установления гелиоцентрической системы мира оказалась возможной постановка задачи раскрытия механизма солнечной системы.

Первая мысль принадлежала английскому ученому Гильберту (1540— 1603). Он предположил, что планеты солнечной системы представляют собой гигантские магниты, поэтому силы, связывающие их, имеют магнитную природу. Мысль эта была следствием установления Гильбертом факта эквивалентности силового поля намагниченного шара и Земли.

Рене Декарт предполагал, что Вселенная заполнена вихрями тонкой невидимой материи. Эти вихри и увлекают планеты в круговое обращение вокруг Солнца. У каждой планеты свой вихрь. Планеты аналогичны легким телам, попавшим в водяные воронки.

Гипотезы Гильберта и Декарта опирались на аналогию и не имели экспериментальной опоры. Однако вихри Декарта приобрели особую популярность, ибо объяснили главное -круговое движение планет. Магнитные взаимодействия не давали ключа к объяснению.

Но объяснить — значит не только дать модель явления, его качественную картину, но и вывести количественные законы, ибо только они дают возможность сравнения теории с опытом.

Первыми количественными законами, открывшими путь к идее всемирного тяготения, были законы Иоганна Кеплера (1571—1630). После появления этих законов оказалась возможной строгая постановка механической задачи на определение движения планет.

Галилей открыл закон инерции и принцип независимости действия сил, облегчившие путь к решению задачи.

Первый эскиз решения дал Роберт Гук (1635—1703) - первооткрыватель известного закона, связывающего силы упругости с деформациями. В 1674 г. он опубликовал большой мемуар «Попытка доказательства годичного движения на основе наблюдений». В нем он писал: «Я изложу систему мира, во многих частностях отличающуюся от всех до сих пор известных систем, но во всех отношениях согласную с обычными механическими законами. Она связана с тремя предположениями. Во-первых, все небесные тела производят притяжение к их центрам, притягивая не только свои части, как мы это наблюдали на Земле, но и другие небесные тела, находящиеся в сфере их действия. Таким образом, не только Солнце и Луна оказывают влияние на форму и движение Земли и Земля на Луну и Солнце, но также Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн влияют на движение Земли; в свою очередь притяжение Земли действует на движение каждой планеты. Второе предположение состоит в том, что всякое тело, получившее однажды простое прямолинейное движение, продолжает двигаться по прямой до тех пор, пока не отклонится в своем движении другой действующей, силой и не будет вынуждено описывать круг, эллипс или иную сложную линию. Третье предположение заключается в том, что притягивающие силы действуют тем больше, чем ближе тело, на которое они действуют, к центру притяжения. Что касается степени этой силы, то я не мог еще определить ее на опыте; но во всяком случае, как только эта степень станет известной, она чрезвычайно облегчит астрономам задачу нахождения закона небесных движений, без нее же это невозможно. Я хотел бы указать это тем, у которых есть время и достаточная сноровка для продолжения исследования и хватит прилежания для выполнения наблюдений и расчетов».

В 1684 г. английский астроном Эдмунд Галлей (1656— Л742) показал, что из третьего закона Кеплера должно следовать, что сила тяготения убывает обратно пропорционально квадрату расстояния.

Все, казалось, предугадано, однако сформулировать закон никто не мог, поставленная задача оставалась не решенной. Не хватало понятия массы и математически выраженных законов динамики, которые дали бы возможность решить задачу определения траектории движения тела, на которое действует сила, убывающая обратно пропорционально квадрату расстояния.

Никто не знал, что законы динамики были сформулированы Ньютоном еще в 1666 г. и указанная задача была им принципиально решена.

Категория: Эволюция представлений
Форма входа
Логин:
Пароль:

Новости сайта

07.06.2013
О проведении ЕГЭ по физике и иностранным языкам
Согласно единому расписанию, 6 июня был проведен ЕГЭ по физике, являющийся предметом по выбору.
15.05.2013
Результаты досрочного этапа сдачи ЕГЭ по физике в СОШ 1423
Стали известны итоги досрочного этапа сдачи ЕГЭ по физике. Выпускники СОШ №1423 успешно справились с испытаниями.